?

Log in

No account? Create an account

<< | >>









Книга Максима Котина о довольно известном бизнесмене на российском рынке — удивительно противоречива. С одной стороны — Максим фантастически угадал с человеком, чья судьба еще не была очевидна на момент начала сбора материала и написал книгу простым языком, она легко читается.

С другой стороны — автор абсолютно не раскрыл окружения Федора: его родителей, жену, детей, друзей, очень поверхностно — партнеров. Возможно, это следствие договоренностей между автором и Овчинниковым, но это сильно бьет по книге — окружение и близкие люди являются его портретом человека не в меньшей степени, чем он сам.



Второй отрицательный момент в том, что автор намеренно, к месту и не к месту, втыкает в полотно книги своё эмоциональное отношение к России: книга изобилует вставками про убогий Сыктывкар, про его жителей — неопрятных, глупых и так далее, про повсеместную коррупцию, хаотичную политическую сферу, о том как честному и доброму бизнесмену все мешают кругом. К чему эти периодические уколы Сыктывкара, к чему упоминания Владислава Суркова, к чему упоминания про постоянное воровство? Логичное объяснение, чтобы придать поступкам и энергии героя книги — Федора Овчинникова — большего веса и значимости. Дополнительный контраст. Но вполне очевидно, что это не акцент по просьбе Федора — это болевая точка самого автора.

И если бы это было всё абсолютно не так, если бы, но нет — всё о чем пишет автор, встречается в России, подчас довольно часто и концентрировано. Но вставки эти в самом тексте смотрятся неуместными и слишком уж контрастными, как будто есть Федор и есть потусторонняя тьма, нечто ужасающее и нечеловеческое. Такие приемы уместны в сказках для детей, где есть герой и абсолютное зло, но тут-то вроде бы биографическая книга о бизнесмене. В книгах Ричарда Бренсона меньше таких моментов, хотя он с бюрократией, неадекватами и откровенными ублюдками сталкивался в разы больше, чем Федор.

Не хватает книге и более развернутых событий, связанных с организацией «Додо», но это вопрос времени — на момент написания книги пиццерия была только в планах.

Книга очень легко и быстро читается, за исключением упомянутого выше, её язык мягкий и плавный, но на удивление из неё мало что можно выписать. Скажу сразу, что у меня были другие ожидания и книга в какой-то мере их оправдала только в последней своей трети, две трети книги же читаются как эдакий приключенческий роман.

Стоит ли читать — не уверен. Скажем так, если вам нужно вдохновение, мотивация или вы переживаете временные неудачи в бизнесе — эта книга хороший вариант, она слегка придаёт энергетики. Если сравнивать с книгами Олега Тинькова, Ричарда Бренсона и других, то полезной информации и уроков в «И ботаники делают бизнес» — сильно меньше.

Цитаты:


  • «Люди не могут помнить цены на все товары, но каждый человек получает представление об общей ценовой политике магазина по товарам-индикаторам, стоимость которых ему знакома».


  • «В бизнесе вообще нельзя быть гуманитарием, нельзя быть эмоциональным. Нужно быть сухим, рациональным, занудой».


  • «Лидер, покинувший свой бизнес, всегда может трактовать события в свою пользу. Если после ухода детище его процветает, легко приписать успех себе. Если загибается, можно свалить вину на новое руководство, которое своими действиями испортило хорошую вещь».


  • «Неудачи – основной ингредиент любого успеха».


  • «Обучать рынок и прививать людям новые привычки дорого, трудно и долго. Чтобы это делать, нужен немалый капитал. А еще опыт, который необходим, чтобы понять, что действительно жизнеспособно, а что лишь блажь и фантазии».


  • «Какой бы потрясающей ни была идея бизнеса, ничего не получится, если партнеры не доверяют друг другу и каждый тянет одеяло на себя. Идеальные компаньоны разделяют общие ценности, умеют прислушиваться к чужому мнению и хорошо дополняют стороны друг друга. Но найти себе «пару» сложно, и поначалу часто возникает искушение закрыть глаза на сомнения, мир неидеален, все люди разные, а этот кандидат не худший на свете. Закончится плохо. При первых же проблемах в бизнесе начнутся конфликты, которые разрушат все предприятие».


  • «Хорошо иметь большие цели, но плохо спешить с их реализацией».


  • «Даже если тебе не нравятся вкусы твоих клиентов, стоит им угождать. Если ты, конечно, хочешь, чтобы это они тебе платили деньги, а не наоборот».



Buy for 200 tokens
***
...

Комментарии

( 2 комментария — Оставить комментарий )
kukmor
13 фев, 2019 08:47 (UTC)
ясно
не стоит читать
belkino
19 фев, 2019 06:23 (UTC)
в субботу первый раз заказывала додо пиццу и мне с ней принесли додо книгу. надо будет полистать.
( 2 комментария — Оставить комментарий )