Chuba (chuba) wrote,
Chuba
chuba

Category:

Максим Котин - И ботаники делают бизнес









Книга Максима Котина о довольно известном бизнесмене на российском рынке — удивительно противоречива. С одной стороны — Максим фантастически угадал с человеком, чья судьба еще не была очевидна на момент начала сбора материала и написал книгу простым языком, она легко читается.

С другой стороны — автор абсолютно не раскрыл окружения Федора: его родителей, жену, детей, друзей, очень поверхностно — партнеров. Возможно, это следствие договоренностей между автором и Овчинниковым, но это сильно бьет по книге — окружение и близкие люди являются его портретом человека не в меньшей степени, чем он сам.



Второй отрицательный момент в том, что автор намеренно, к месту и не к месту, втыкает в полотно книги своё эмоциональное отношение к России: книга изобилует вставками про убогий Сыктывкар, про его жителей — неопрятных, глупых и так далее, про повсеместную коррупцию, хаотичную политическую сферу, о том как честному и доброму бизнесмену все мешают кругом. К чему эти периодические уколы Сыктывкара, к чему упоминания Владислава Суркова, к чему упоминания про постоянное воровство? Логичное объяснение, чтобы придать поступкам и энергии героя книги — Федора Овчинникова — большего веса и значимости. Дополнительный контраст. Но вполне очевидно, что это не акцент по просьбе Федора — это болевая точка самого автора.

И если бы это было всё абсолютно не так, если бы, но нет — всё о чем пишет автор, встречается в России, подчас довольно часто и концентрировано. Но вставки эти в самом тексте смотрятся неуместными и слишком уж контрастными, как будто есть Федор и есть потусторонняя тьма, нечто ужасающее и нечеловеческое. Такие приемы уместны в сказках для детей, где есть герой и абсолютное зло, но тут-то вроде бы биографическая книга о бизнесмене. В книгах Ричарда Бренсона меньше таких моментов, хотя он с бюрократией, неадекватами и откровенными ублюдками сталкивался в разы больше, чем Федор.

Не хватает книге и более развернутых событий, связанных с организацией «Додо», но это вопрос времени — на момент написания книги пиццерия была только в планах.

Книга очень легко и быстро читается, за исключением упомянутого выше, её язык мягкий и плавный, но на удивление из неё мало что можно выписать. Скажу сразу, что у меня были другие ожидания и книга в какой-то мере их оправдала только в последней своей трети, две трети книги же читаются как эдакий приключенческий роман.

Стоит ли читать — не уверен. Скажем так, если вам нужно вдохновение, мотивация или вы переживаете временные неудачи в бизнесе — эта книга хороший вариант, она слегка придаёт энергетики. Если сравнивать с книгами Олега Тинькова, Ричарда Бренсона и других, то полезной информации и уроков в «И ботаники делают бизнес» — сильно меньше.

Цитаты:


  • «Люди не могут помнить цены на все товары, но каждый человек получает представление об общей ценовой политике магазина по товарам-индикаторам, стоимость которых ему знакома».


  • «В бизнесе вообще нельзя быть гуманитарием, нельзя быть эмоциональным. Нужно быть сухим, рациональным, занудой».


  • «Лидер, покинувший свой бизнес, всегда может трактовать события в свою пользу. Если после ухода детище его процветает, легко приписать успех себе. Если загибается, можно свалить вину на новое руководство, которое своими действиями испортило хорошую вещь».


  • «Неудачи – основной ингредиент любого успеха».


  • «Обучать рынок и прививать людям новые привычки дорого, трудно и долго. Чтобы это делать, нужен немалый капитал. А еще опыт, который необходим, чтобы понять, что действительно жизнеспособно, а что лишь блажь и фантазии».


  • «Какой бы потрясающей ни была идея бизнеса, ничего не получится, если партнеры не доверяют друг другу и каждый тянет одеяло на себя. Идеальные компаньоны разделяют общие ценности, умеют прислушиваться к чужому мнению и хорошо дополняют стороны друг друга. Но найти себе «пару» сложно, и поначалу часто возникает искушение закрыть глаза на сомнения, мир неидеален, все люди разные, а этот кандидат не худший на свете. Закончится плохо. При первых же проблемах в бизнесе начнутся конфликты, которые разрушат все предприятие».


  • «Хорошо иметь большие цели, но плохо спешить с их реализацией».


  • «Даже если тебе не нравятся вкусы твоих клиентов, стоит им угождать. Если ты, конечно, хочешь, чтобы это они тебе платили деньги, а не наоборот».



Tags: Бизнес, Книги, Книги в руки, Общество
Subscribe
Buy for 200 tokens
***
...
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments